ВОСВОД Кузбасса
Кемеровская областная организация

Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в шторм

Поделиться

Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в шторм. Судоводителю. Практические рекомендации сводятся к следующему:

а) При волне от носовых румбов необходимо снижать скорость движения судна до разумных пределов, чтобы не было захвата судна волной;
б) При плавании на волнении с длиной волны, близкой к длине судна необходимо соблюдать особую осторожность:

  • при встречном волнении необходимо уменьшить скорость и изменить курсовой угол волны, чтобы найти такое положение судна, при котором оно ведет себя спокойнее; в этом случае требование о равномерной загрузке судна с облегчением концевых трюмов и танков должно очень строго соблюдаться;
  • при попутном волнении возникает угроза значительной потери остойчивости, что может явиться причиной опрокидывания и гибели судна; скорость движения судна должна быть уменьшена;
  • особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн, скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол волны.

в) Следует проявлять особую осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:

  • перейти на ручное управление;
  • избегать резких перекладок руля;
  • осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;
  • знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы);
  • при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);
  • если судно идет курсом против волны, то следует рассчитать поворот так, чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн;
  • в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить сильный удар в кормовую часть;
  • если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть;
  • приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.