Войти

Войти

Спасатель рассказал, как выжить на тонущем круизном лайнере

Спасатель рассказал, как выжить на тонущем круизном лайнере
wikipedia.org-Pjotr Mahhonin CC BY-SA 3.0

Бывший сотрудник МЧС Иван Новиков в беседе с «НьюИнформ» рассказал, как можно выжить на круизном лайнере, который терпит бедствие на воде.

Поездка на круизном лайнере – это не только способ направиться из пункта А в пункт Б, но и масса приятных впечатлений, сопровождающихся прекрасными видами на берег и воду. Тем не менее, чрезвычайные ситуации на пассажирских кораблях возникают, к сожалению, регулярно.

Первое место среди причин возникновения катастроф на лайнерах занимают ошибки экипажа в навигации. Ежегодно от этого фактора страдает по 3-4 пассажирских судна. И современные навигационные системы не всегда работают корректно.

Технические проблемы с системами жизне- и энергообеспечения и пожары располагаются на второй строчке в рейтинге опасностей. Природные катаклизмы в виде шквального ветра и шторма – третье место в рейтинге. Бороться с разбушевавшейся стихией не всегда по силам даже самым современно оснащенным лайнерам.

Иван Новиков рассказал, что происходит на пассажирском корабле в случае возникновения нештатной ситуации.

«Благоприятный вариант – команда лайнера контролирует обстановку. В этой ситуации командир судна подает специальные сигналы (7 коротких гудков сменяют 1 длинный) или дает указания через громкоговоритель. Все пассажиры собираются в одном месте, откуда и начинается эвакуация. От вас требуется надеть спасжилет и четко следовать указаниям членов экипажа. Вся процедура эвакуации обговаривается еще перед отправкой в рейс. Практически все команды на данный момент знают, что делать при нештатной ситуации, поэтому риск погибнуть на лайнере сведен к абсолютному минимуму», — пояснил эксперт.

Собеседник «НьюИнформ» объяснил, что делать, если ситуация на корабле не контролируется. Первая задача – трезво оценить ситуацию.

«Неблагоприятный вариант – команда не в состоянии контролировать ситуацию. На борту начинается паника и хаос. Здесь все будет зависеть от вас. Во-первых, успокойтесь, начните контролировать свое дыхание. Во-вторых, четко следуйте указателям на корабле. Они, как правило, написаны на нескольких языках. В-третьих, ваша задача – выбраться наверх, поэтому не нужно следовать вглубь лайнера или двигаться к его центру, даже если толпа направляется туда. В-четвертых, никаких лифтов и эскалаторов, на электронику в момент ЧП надежды нет никакой. Забудьте про вещи, спасайте только документы. Возьмите за руку маленьких детей и пожилых родственников. Если ваш близкий впал в оцепенение (адреналиновая реакция) громко крикните ему или дерните за плечо», — советует специалист.

Спасатель объяснил, что нужно делать на втором этапе самоспасения.

«Вам нужно покинуть нижние уровни корабля примерно за 10-15 минут. Иначе есть риск столкнуться с потоком воды, который хлынет резко и обильно. Если лайнер наклоняется, то хватайтесь за все, что попадется под руку: перила, опоры. Не следует держаться за столы или шкафы – они могут упасть прямо на вас. Помните – ваше движение только наверх. Оцените поведение толпы. На палубу ведут несколько лестниц, не стоит двигаться в сторону массового скопления людей – вас там просто затопчут. Лучше потратить лишние две минуты, чтобы задействовать запасной, но длинный путь. Всегда ориентируйтесь на действия членов экипажа. Даже если они занимаются самоспасением, то вам нужно бежать за ними (по понятным причинам). На всю процедуру выхода на палубу у вас будет не более 20-30 минут», — рассказал он.

Иван Новиков объяснил, что нужно делать, когда вы оказались на палубе.

«Итак, первые этапы самоспасения закончились. Теперь ваша задача найти шлюпку и сесть в нее. Категорически не следует возвращаться назад за родными, тем более за вещами. Вы теряете время, близкие тоже спасаются и скоро вы встретитесь. Современные лайнеры имеют нужное количество спасательных шлюпок, повторение истории «Титаника» не произойдет. Садитесь в шлюпку, застегните плотно свой жилет, помогайте другим, затем уходите (если вы взяли ситуацию под свой контроль) от лайнера на расстояние минимум в 600 метров, ждите помощи. Важно! Пользоваться сигнальной ракетой нужно только тогда, когда вы уверены, что она поможет (ясная погода, отсутствие дождя). Ждите благоприятных условий и только потом стреляйте», — пояснил он.

Спасатель перечислил порядок действий, если попасть на шлюпку не представляется возможным.

«Ситуация критическая, но не фатальная. Вам придется прыгать в воду. Морально подготовьте себя к этому. Избавьтесь от теплых и тяжелых вещей, даже если на улице холодно. Мокрая куртка вам сделает только хуже. Внимательно осмотрите зону, куда собираетесь прыгать. Там не должно быть других людей и фрагментов корабля. Лучше совершать прыжок (по возможности) с нижних ярусов лайнера. Вы оказались в воде. Здесь счет идет на минуты. Холодная вода вызовет у вас гипотермию, начнут отказывать конечности, дыхание станет бесконтрольным. Вам нужно срочно забраться на любой плавающий предмет, в идеале – спасательный круг. Гипотермия вызовет у вас нестерпимое чувство сонливости. Боритесь, кричите, подавайте сигналы выжившим в шлюпке. Помните, сигнал SOS уже подан, к вам направляются вертолеты и корабли береговой охраны. От вас требует продержаться не более 30 минут. Человек может держаться в воде около 3 часов. А, вопреки распространенному мнению, акулы не атакуют, но могут держаться рядом», — рассказал эксперт.

Ранее Иван Новиков в беседе с «НьюИнформ» рассказал, какие ключевые ошибки совершают люди, которые пытаются оказать первую помощь пострадавшему.