Войти

Войти

Краснодарский край. Жители Новороссийска выступили против застройки пляжа

Запланированное строительство морского терминала уничтожит последний пляж Восточного района Новороссийска и нанесет ущерб экологии, заявили местные жители, организовавшие инициативную группу "Пляж - наш". Они потребовали от властей провести полноценные общественные слушания.

Активисты узнали о планах по строительству терминала из анонса публичных слушаний, размещенном 4 июня в газете "Новороссийский рабочий", рассказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из основательниц инициативной группы "Пляж - наш" Ольга Ковальчук. "На слушаниях планировалось обсудить влияние строительства терминала на экологию. Организатором выступил какой-то институт. Узнав об этом, мы сразу побежали к мэру с требованием объяснить ситуацию. Но вскоре слушания резко отменили: губернатор продлил карантин, и все перенесли на 22 июня", - сообщила активистка.

Новые слушания были широко анонсированы в соцсетях активистами и местными жителями. "Пришло около 400 человек. Зал был не подготовлен: сесть негде, 32-градусная жара. Две женщины упали в обморок", - рассказала Ольга Ковальчук.

По ее словам, активисты указали на недопустимые условия и добились переноса слушаний. "Сразу после несостоявшихся слушаний со мной связался мэр города, Игорь Дяченко. Он нас приободрил, пообещал поддержку. А 25-го числа кулуарно были проведены повторные слушания, о которых мы узнали постфактум", - посетовала Ковальчук. После этого активисты организовали встречу с мэром, потребовав провести слушания заново и на сей раз широко анонсировать их.

Кроме того, инициативная группа "Пляж - наш" 8 июля опубликовала на сайте Change.org петицию "НЕТ - терминалу на Волочаевском пляже (г. Новороссийск)! ДА - месту отдыха и чистому морю!" К 19.30 мск 1 сентября она собрала 711 подписей.

Также, по словам Ольги Ковальчук, активисты провели множество одиночных пикетов. Было написано письмо губернатору, но в ответ пришла лишь отписка, указала Ковальчук. В августе активисты еще раз обратились к мэру с просьбой организовать повторные слушания, но ответа пока не получили.

Местные власти не принимают в расчет интересы местных жителей, считает владелец сувенирного магазина Влад Родников. "Мне непонятно, что это за “Порт Виктория”, кто его хозяин и кто будет инвестором, какие дивиденды получит город. Хотелось бы, чтобы это была открытая информация. Это наш город, и мы должны знать, чем будет заниматься порт", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Затягивание слушаний на руку местной администрации и застройщикам, заявил корреспонденту "Кавказского узла" новороссиец Казбек Сизо. "Они перегруппировываются. Полагаю, сейчас подключат Роспотребнадзор. Быстро найдут в воде превышение всех допустимых химических и биологических загрязнителей. После чего пляж закроют", - предположил он.

Волочаевский пляж остается местом отдыха

В Восточном районе проживают 42 тысячи человек. По словам местных жителей, за 30 лет из трехкилометровой береговой полосы, где можно купаться, осталось 150 метров. Последний пляж, Волочаевский, относится к зоне категории Т-2, то есть промышленной.

Местные жители рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что раньше Волочаевский пляж был полноценным местом отдыха. Там работали спасатели, стояли раздевалки. "В 90-х здесь был мостик с лестницами для спуска в воду, раздевалка. Потом все снесли", - рассказал пенсионер Руслан Сидельников.

"Жители Восточного района уже 12 лет (с 2008 года) борются за сохранение этого кусочка берега в качестве места отдыха, т.к. ближайший официальный городской пляж на ост. "Водная" был закрыт 10 лет назад для строительства причалов ВМФ. Другие неофициальные места летнего отдыха также уже застроены. Чтобы жителям Восточного округа попасть на море, надо или ехать в Кабардинку, или через весь город (по дорогам с частыми пробками) на другие пляжи, а это от 15 до 25 км. Отстоим право на отдых! Нет строительству терминала!" - говорится в тексте электронной петиции. 

По словам горожан, вода на Волочаевском пляже достаточно чистая и, несмотря на близость промзон, жители Восточного района предпочитают отдыхать здесь, а не стоять в пробках, пытаясь добраться до других мест. Люди и купаются, и просто совершают прогулки по Волочаевскому пляжу.

"Горько, что это не просто излюбленное место, а вынужденно, безвыходно излюбленное. Людям, живущим в зоне, с двух сторон сдавленной промышленными предприятиями, просто некуда деваться. Выехать вечером на косу или горпляж с нашими пробками и загазованными трассами просто нереально. Остается только этот клочок пляжа. Он последняя надежда. Но те, кто принимает решение, отдыхают на Канарах или Мальдивах. Им вообще непонятно, что такое безысходность", - посетовала школьная учительница Людмила Воронова.

Студентка Эвелина Андросенко не видит в пляже ничего привлекательного для туристов и местных жителей. "Это технический пляж, куда периодически сливается мазут. Зачем его отстаивать - не понимаю", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Терминал несет угрозу экологии, опасаются новороссийцы

По словам сотрудника пресс-службы мэрии, в 2008 году эта территория была передана в аренду компании "СтройТраст", а в 2015 городская администрация разрешила вести там строительство. Это позволило компании в 2016 году через Октябрьский районный суд оформить зону в частную собственность и продать ее. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, с октября 2019 года он принадлежит компании "Порт Виктория".

Грузооборот терминала, который планирует построить "Порт Виктория", должен составить 2,5 млн тонн в год. Из них 0,7 миллиона тонн это навалочные грузы в контейнерах, 1,2 миллиона - зерно, 0,6 миллиона - генеральные грузы. Руководство компании заверяет, что опасные или токсичные грузы - такие, как нефть и минеральные удобрения – на терминале перегружаться не будут, отмечается в публикации от 20 июня на сайте "Экологической вахты по Северному Кавказу".

Однако, по мнению активистов, терминал усугубит и без того сложную ситуацию с экологией - строительство планируют всего в ста метрах от многоэтажных домов. "На Волочаевском пляже, последнем кусочке моря, хотят сделать очередной терминал навалочных грузов. Жители против. Восточный район - сплошные терминалы. Не так давно последний пляж "Барбарина" закрыли. Грузооборот там - 2,5 млн тонн в год, это 250 машин в сутки. Да еще и пыль от минеральных удобрений летит на весь город. У нас дует в основном с гор, поэтому, если построят еще один терминал, то 14-й, 15-й и 16-й микрорайоны задохнутся от этой гадости", - сказала местная жительница Юлия Литвинова.

Еще большей проблемой она считает увеличение транспортной нагрузки. "Дорога там - это одна полоса в одну сторону. Если ДТП, то все стоит. Даже "скорая" проехать порой не может", - указала Литвинова.

Она уверена, что экономической необходимости забирать у местных жителей последние 162 метра пляжа нет. "Для сравнения: по всему району грузооборот 8,3 миллиона тонн в год, а собираются построить терминал на треть от этого объема. Это при том, что остальные терминалы загружены на 50%", - пояснила Юлия Литвинова корреспонденту "Кавказского узла".

Роспотребнадзор не признает территорию пригодной для отдыха, указывая на близость промзон и непроверенное дно. Однако, как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе ведомства, экологических экспертиз в связи с проектом строительства терминала проведено не было.

Активисты надеются отстоять пляж

Как сообщила активистка Ольга Ковальчук, еще в 2011 году Октябрьский районный суд Новороссийска суд признал, что Волочаевский пляж как часть прибрежной зоны Черного моря не может принадлежать частной компании. Соответственно, мэрия не имела оснований для передачи пляжа частной компании, заключила Ковальчук.

"...Береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров", - говорится в части 6 пункта 6 Водного кодекса России. 

Жителей Новороссийска все больше лишают мест отдыха, указала учительница Галина Сидорова.

"Слуги народа говорят о комфортной среде, а у людей просто крадут возможность нормально отдохнуть. А какую территорию отобрала РПЦ у новороссийцев и гостей возле самой Суджукской косы? Это был самый большой пляж города", - рассказала Сидорова корреспонденту "Кавказского узла".

Кампания против строительства кафедрального Морского собора на Сунджукской косе велась в 2016 году. Местные жители опасались, что строительство уничтожит значительную часть мемориальной зоны "Малая земля" и нанесет ущерб памятнику природы "Суджукский лиман". Их поддержали активисты "Эковахты по Северному Кавказу". В администрации Новороссийска заявили, что территория для храма является федеральной собственностью, и местные власти не могут влиять на ее судьбу.

Кубанским активистам ранее удавалось остановить многие стройки, отметил местный житель Иван Карпенко.

"В 1999 было отменено строительство трассы Лаго-Наки - Дагомыс через территорию Кавказского заповедника. В 2003-м подрезались деньги на строительство аммиачного терминала в Тамани. В 2009-м народными усилиями было остановлено строительства дачи Медведева на Утрише, и даже присвоен территории статус заповедника, чтобы умерить аппетиты власть имущих. В 2013-м предотвратили продажу обширных территорий в горной части Абинского района в окрестностях станиц Шапсугская и Эриванская под разработку карьеров по добыче мергелей. Мы готовы к любому развитию событий. Но это не значит, что нужно сдаваться и опускать руки просто потому, что кому-то кажется, что все безнадежно. В России есть прецеденты, когда общественные кампании тормозили и отменяли дорогостоящие проекты", - заключил он.