Войти

Войти

Зарождение институтов гражданского общества в Кузбассе: К 25-летию Общественной палаты Кемеровской области

Зарождение гражданского общества в Кузбассе началось осенью 1990 года. К этому важному шагу подтолкнули легендарная шахтерская забастовка в июле 1989 года и широко развернувшееся рабочее движение Кузбасса. Стало невозможным обойти стороной эти ключевые процессы. Воспитанники кузбасского комсомола стали инициаторами создания института гражданского общества в Кузбассе. Имея солидный опыт общественной деятельности, они нашли выход из сложившихся опасных противоречий между властью и обществом.

В ноябре 1990 года для поиска форм взаимодействия власти и общества был образован Консультативный совет при Кемеровском областном Совете народных депутатов. Инициатором «Соглашения о сотрудничестве областного Совета народных депутатов с партиями, общественными и общественно–политическими организациями Кемеровской области» стал председатель постоянной комиссии Кемеровского областного Совета народных депутатов по защите гласности, связям с общественными объединениями и средствами массовой информации Владимир Александрович Лебедев (р. 1946)-опытный политик и общественник.
Этот опыт В. А. Лебедев приобрел, будучи первым секретарем Кемеровского обкома ВЛКСМ (1979–83 гг.), первым секретарем Центрального райкома КПСС (1986–89 гг.) и секретарем Кемеровского обкома КПСС (1989–90 гг.). Владимир Лебедев оказался единственным членом бюро Кемеровского обкома КПСС, избранным народным депутатом Кемеровского областного Совета народных депутатов на выборах 18 марта 1990 года.

12 ноября 1990 года в Кемерово было подписано «Соглашение о сотрудничестве областного Совета народных депутатов с партиями, общественными и общественно–политическими организациями Кемеровской области».
В частности, в нем говорилось:

«В нынешний период обострения социально–политической напряженности мы видим необходимость и возможность решать возникающие в обществе политические проблемы парламентским путем, используя демократические процессы взаимодействия партий и общественных сил с областным Советом. Это послужит фактором стабильности. Для этого мы намерены:

  1. Предоставить широкую возможность участия представителей партий, общественных и общественно–политических организаций в работе постоянных комиссий и депутатских групп (фракций) областного Совета с правом совещательного голоса, а также с правом внесения предложений и проектов решений на сессию областного Совета.

2.Создать постоянно действующий консультативный совет при Президиуме областного Совета народных депутатов для выявления точек зрения и поиска взаимно приемлемых решений; проводить консультации президиума областного Совета с различными политическими силами.

Областной Совет при подготовке и реализации своих решений советуется с партиями, общественными и общественно–политическими организациями области. Партии, общественные и общественно– политические организации не принимают действий, дестабилизирующих обстановку в области, противоречащих принятым областным Советом решениям, без предварительного проведения возникающих противоречий через демократические парламентские процедуры».
**(Газета «Кузбасс» – 1990 – 20 ноября.)

«Соглашение о сотрудничестве областного Совета народных депутатов с партиями, общественными и общественно–политическими организациями Кемеровской области» подписали 27 общественных и общественно–политических организаций. В их числе: председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов Амангельды Молдагазыевич Тулеев (р. 1944), Кемеровский обком КП РСФСР, Совет рабочих комитетов Кузбасса, областная организация Союза трудящихся Кузбасса, Кемеровское отделение общественно–политического движения «Гражданская инициатива», Кемеровская региональная организация партии «зеленых», Юргинский социально–политический клуб, Кемеровское отделение Общества советских немцев «Возрождение», армянская община Кемеровской области, Кемеровская областная организация Демократической партии России, Кемеровский областной Совет воинов–интернационалистов запаса, Кемеровский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Кемеровский обком ВЛКСМ, общественно–политический клуб «Рабочий», клуб общества инвалидов «Оптимист», Комитет по спасению реки Томи, Кемеровская областная организация Советского фонда культуры, Совет женщин Кузбасса, Кемеровское отделение Союза театральных деятелей РСФСР, Комитет защиты мира, Союз защиты прав человека, Федерация профсоюзных организаций Кемеровской области, Кемеровская городская организация Союза трудящихся Кузбасса, дискуссионный клуб «Аргументы» Кемеровская областная организация Союза журналистов СССР, Кемеровское областное отделение Союза художников РСФСР и Кемеровская областная писательская организация Союза писателей РСФСР.

Один из учредителей Консультативного совета, председатель комиссии по защите гласности, по связям с общественными объединениями и средствами массовой информации Кемеровского областного Совета народных депутатов Владимир Лебедев сказал в интервью газете «Кузбасс»:

«Это соглашение общественно–политических организаций с Советом предохранит нас от митинговщины и обратит политическую энергию на конструктивное решение проблем. Ведь можно пошуметь на митинге, принять резолюцию и все. А можно осуществить добрую идею благодаря праву участвовать в работе комиссий, президиума и областного Совета с совещательным голосом, превратить ее в решение Совета, на благо народа.

Наконец, соглашение – это шаг к многопартийности, и Совет не скрывает свою заинтересованность в создании многопартийности…

Мне кажется, что такое сотрудничество Совета с общественно– политическими организациями ускорит формирование политического самосознания и самоопределение различных слоев населения. …Вот тогда Советы будут отражать всю палитру социальных интересов. Но самое главное, повторюсь, что мы пытаемся создать цивилизованную форму политических отношений в обществе». (Там же.)

27 декабря 1990 года Президиум Кемеровского областного Совета народных депутатов принял решение «О положении Консультативного совета партий, общественных и общественно–политических организаций» и «Положение о Консультативном совете партий, общественных и общественно–политических организаций, подписавших с областным Советом народных депутатов соглашение «К Гражданскому согласию»».

В начале 1993 года в Кузбассе сложилось двоевластие. С одной стороны, реальной властью обладал глава Администрации Кемеровской области Михаил Борисович Кислюк (р. 1951), назначенный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, с другой стороны – харизматичный председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов, впоследствии председатель Законодательного Собрания Кемеровской области Аман Молдагазыевич Тулеев (р. 1944). Двоевластие исполнительной и законодательной ветвей власти в Кузбассе негативно отразилось на деятельности Консультативного совета, который пытался смягчить и умалить конфликтную ситуацию.

По инициативе председателя Кемеровского отделения Российского Движения демократических реформ Владимира Лебедева 2 – 3 декабря 1993 года город Кемерово посетил один из лидеров Российского Движения демократических реформ, мэр Санкт–Петербурга Анатолий Александрович Собчак (1937–2000). Мэр «северной столицы» встретился с горняками Шахты «Северная», со студентами Кузбасского государственного технического университета и кузбасскими соратниками из Российского Движения демократических реформ.
В Администрации Кемеровской области состоялась пресс–конференция мэра Санкт–Петербурга Анатолия Собчака. В ней приняли участие глава Администрации Кемеровской области Михаил Борисович Кислюк (р. 1951), представители общественности и журналисты. Состоялась очень интересная беседа. Мэр Санкт–Петербурга Анатолий Собчак активно поддержал проект новой Конституции Российской Федерации, вынесенный на всенародное голосование 12 декабря 1993 года, и обстоятельно ответил на вопросы журналистов.

Консультативный совет партий, общественных и общественно– политических организаций Кемеровской области был эффективной площадкой для межпартийного диалога, диалога общественных объединений и власти. Он внес бесценный вклад в сохранение социально–политической обстановки в политически неспокойном Кузбассе в самые критические моменты – в дни государственного переворота в августе 1991 года, во время конституционного кризиса в сентябре – октябре 1993 года и во время референдума по принятию новой Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года.

Консультативный совет партий, общественных и общественно– политических организаций Кемеровской области исчерпал свою роль после вступления в силу новой Конституции Российской Федерации (25 декабря 1993 года) и выборов депутатов Законодательного Собрания Кемеровской области I созыва (27 марта 1994 года).

8 апреля 1994 года было принято «Решение расширенного заседания Консультативного совета политических партий, общественных движений, творческих союзов, религиозных конфессий и других общественных организаций»:

«Преобразовать Консультативный совет политических партий, общественных движений,творческих союзов и других общественных организаций в Общественную палату Кемеровской области».

(Общественная палата Кемеровской области: Десятилетний опыт формирования гражданского общества. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – С. 17)

19 апреля 1994 года Общественная палата Кемеровской области приняла «Положение об Общественной палате Кемеровской области». частности, в нем было указано:

«П.1. Общественная палата Кемеровской области образуется по инициативе и на базе действующего в Кузбассе Консультативного совета политических партий и движений, творческих союзов, религиозных конфессий, профсоюзов и иных общественных организаций в целях расширения в ней общественного представительства, выражения общественного мнения, формирования гражданского общества, установления диалога и взаимодействия между ее членами и органами законодательной власти области. Основополагающим принципом деятельности Общественной палаты является поддержание гражданского мира и согласия в Кузбассе.

П.2. Общественная палата Кемеровской области является независимым консультативно–совещательным органом действующих в Кузбассе региональных общественных объединений, политических партий, массовых движений, профессиональных союзов, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, творческих союзов, объединений местного самоуправления, миротворческих, правозащитных, женских, ветеранских, молодежных,национальных, благотворительных и других». (Общественная палата Кемеровской области: Десятилетний опыт формирования гражданского общества. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – С. 20).

Сопредседателями Общественной палаты Кемеровской области были избраны начальник Департамента по общественным связям Администрации Кемеровской области Лебедев Владимир Александрович (р. 1946), председатель Федерации профсоюзных организаций Кемеровской области Чекис Анатолий Владимирович (р. 1949) и член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РСФСР Рудин Виль Григорьевич (1925 – 1997).

Высшим органом Общественной палаты было собрание, руководящим органом – Совет из 5 представителей общественных объединений, исполнительным органом – председатель Общественной палаты.

В структуре Общественной палаты было выделено 5 секторов: сектор межпартийного диалога, сектор профсоюзных организаций, сектор молодежных и военно–спортивных организаций, сектор правозащитных и экологических организаций и сектор общественных организаций инвалидов. Эффективность работы Общественной палаты во многом определяла Экспертная группа, в составе которой работали профессионалы с большим опытом в сфере экономики, права, политики, управления, экологии, здравоохранения и образования, депутаты Государственной Думы и местных Советов.

Вступление в состав Общественной палаты осуществлялось на основании решения полномочного органа организации и делегирования его представителя, которому было доверено защищать его интересы. Способ формирования Общественной палаты был свободным – так же, как и добровольный выход из ее состава.

Общественная палата Кемеровской области, основанная на принципах самоорганизации, действовала как независимый гражданский институт. Обладая правом законодательной инициативы, она могла вносить в Законодательное Собрание/Совет народных депутатов Кемеровской области обсужденные и доработанные решения, законопроекты по ключевым вопросам регионального развития. Это было ее большим преимуществом, приобретенным благодаря двум ключевым документам – Распоряжениями Администрации Кемеровской области «О содействии деятельности Общественной палаты» (7.6.1994) и «О взаимодействии администрации области с Общественной палатой Кемеровской области» (10.1.1997). Деятельность Общественная палата Кемеровской области разбивается на три этапа.

Первый этап – апрель 1994 года – декабрь 1999 года.

Это период наиболее конструктивной и созидательной работы, партнерских отношений с действующей государственной властью Кузбасса. Он отмечен бурным ростом рядов Общественной палаты: за два с половиной года – практически в три раза.

Общественная палата рассматривала все социально- значимые решения высшей власти Кузбасса и занималась практической организацией реального межпартийного диалога, уводя от конфронтации разных политических сил и деструктивных крайностей к эффективному взаимодействию. Она широко влияла на принятие ключевых региональных и федеральных законов, затрагивающих интересы граждан. Ни одно ключевое решение Администрации Кемеровской области не принималось без учета мнения Общественной палаты Кемеровской области.

Серьезным испытанием стала борьба Общественной палаты Кемеровской области за подписание федерального Договора об общественном согласии (подписан 21 сентября 1994 года).

Из–за противостояния Администрации и Законодательного Собрания Кемеровской области Кузбасс оказался почти единственным регионом, отказавшимся подписать ключевой документ.

Общественная палата нашла выход из сложившегося тупика: от имени Кемеровской области «Договор об общественном согласии» начали подписывать основные общественно–политические силы, действовавшие в те годы в Кузбассе.

5 октября 1994 года в Москве прошло заседание Общественной палаты при Президенте Российской Федерации – под председательством сопредседателя Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, мэра Санкт–Петербурга Анатолия Собчака.

С информацией о деятельности Общественной палаты Кемеровской области выступил ее сопредседатель В. А. Лебедев, с информацией о деятельности Общественной палаты Калининградской области – ее сопредседатель В. М. Нуждинов.

Совет Общественной палаты при Президенте Российской Федерации поддержал следующие предложения:

«1. Принять к сведению информацию и поддержать деятельность Общественных палат в Кемеровской и Калининградской областях. 2. Поддержать предложение о необходимости информационного обеспечения региональных палат и координации их работы, для чего образовать в Общественной палате при Президенте Российской Федерации Комиссию по взаимодействию с региональными общественными палатами.
3. Обобщить опыт создания региональных общественных палат, положений об общественных палатах, опыт работы региональных палат и разработать соответствующие предложения. 4. Включить представителей региональных общественных палат в Общественную палату при Президенте Российской Федерации. 5. Одно из заседаний Общественной палаты при Президенте Российской Федерации посвятить вопросам взаимодействия с региональными общественными палатами и обмену опытом их работе».
(Общественная палата Кемеровской области: Десятилетний опыт формирования гражданского общества. Кузбассвузиздат, 2004 – С. 77).

В январе 1995 года в интервью газете «Наша газета» сопредседатель Общественной палаты Кемеровской области Владимир Лебедев сказал: «Я считаю большой удачей создание в ноябре 1990 года в политизированном Кузбассе Консультативного совета политических партий и общественных объединений. …Это сильно способствовало тому, что Кузбасс даже в самые критические дни (август 1991 г., октябрь 1993 г.) сумел остаться стабильным регионом, никаким силам не удалось, что называется, поджечь ситуацию.

Преемница Консультативного совета – Общественная палата – вобрала в себя представителей 76 объединений. Они представляют собой практически весь срез политических интересов кузбассовцев.
…Наше общество никогда не было гражданским. И сейчас власть во многом остается закрытой от народа. По–прежнему действует только одноканальная система информации – сверху вниз. Нет реальных механизмов воздействия общества на структуры власти и ее решения, на социальную жизнь. Общественная палата как раз и представляет собой попытку создать такой механизм. Непривычная к постоянному диалогу с общественностью власть и не могла отнестись к возникновению палаты с большим энтузиазмом.

…Нужно всячески стимулировать гражданскую активность. В том числе и деятельность общественных организаций, политических партий, движений. Это, пожалуй, единственный путь.
Эту роль и взяла на себя Общественная палата. Она, с одной стороны, трибуна, с которой формируются интересы той или иной части нашего общества, и тем самым доводятся до сведения власти. С другой – дает возможность самой власти посоветоваться с народом перед принятием социально значимых решений.

…Палаты – это механизм взаимодействия и общественных организаций, и между собой. Очень важно, что между всеми политическими силами идет постоянный диалог. В Общественной палате представлены и правые, и левые, и центристы. …Здесь и ветеранские организации, и молодежные. Бывают поистине удивительные ситуации, когда мы принимаем решения практически единогласно. При всех наших разногласиях, порой нетерпимости, мы по многим практическим вопросам находим консенсус. …Общественная палата стала, на мой взгляд, лаборатория гражданского согласия по тем вопросам, которые значимы для общества. Мы учимся находить общее решение в интересах общества». (См.Наша газета. – 1995 – 14 янв.)

17 – 18 мая 1995 года по приглашению Общественной палаты Кемерово посетил председатель Высшего совета Партии самоуправления трудящихся член–корреспондент РАН Святослав Николаевич Фёдоров (1927–2000). Знаменитый хирург–офтальмолог посетил разрез «Кедровский», Кемеровскую областную клиническую офтальмологическую больницу и принял участие в заседании Общественной палаты Кемеровской области.
27 мая 1995 года в Москве состоялось расширенное заседание Общественной палаты при Президенте Российской Федерации. Был обсужден вопрос «О ходе выполнения Договора об общественном согласии». С докладом «О ходе выполнения Договора об общественном согласии» выступил председатель согласительной комиссии по реализации Договора об общественном согласии, глава Администрации Президента Российской Федерации Сергей Александрович Филатов (р. 1936). Далее выступил с речью Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Анатолий Борисович Чубайс (р. 1955).

В прениях по докладу «О ходе выполнения Договора об общественном согласии» выступил сопредседатель Общественной палаты Кемеровской области Владимир Александрович Лебедев (р. 1946). Он обратил внимание федеральных органов власти – прежде всего, Правительства Российской Федерации – на необходимость дифференцированного подхода к регионам, которые в силу объективных причин оказались в сложном социально– экономическом положении. Поэтому необходимо продолжить работу по Договору об общественном согласии, используя интересы наиболее напряженных социальных групп. Далее Владимир Александрович обратил внимание, что Общественная палата Кемеровской области не строит иллюзий по поводу того, что договор может создать в столь дифференцированном обществе «общество всеобщей любви и братства».

Члены Общественной палаты рассматривают Договор об общественном согласии, прежде всего, как инструмент разрешения противоречий и согласования интересов различных социальных слоев населения. Именно с этих позиций организует свою работу Общественная палата Кемеровской области.

21 – 22 апреля 1996 года Кемерово посетил кандидат в Президенты Российской Федерации, президент Международного фонда социально– экономических и политологических исследований «Горбачёв–Фонд» Михаил Сергеевич Горбачёв (р. 1931). Он посетил Знаменский кафедральный собор, выступил в Общественной палате Кемеровской области,встретился со студентами Кемеровского государственного университета и с избирателями, принял участие в телевизионной передаче ГТРК «Кузбасс». В поездке по городу Кемерово экс–Президента СССР Михаила Горбачёва сопровождал сопредседатель Общественной палаты Кемеровской области Владимир Лебедев.

6 августа 1996 года Ассоциация общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области» была официально зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.

«О социально–экономической ситуации в Кузбассе» (20.3.1997; докладчик – глава Администрации Кемеровской области Кислюк М. Б.),«О молодежи и молодежной политике» (3.6.1997); докладчик – заместитель начальника Департамента науки, высшей школы и молодежной политике Администрации Кемеровской области Сницкая С. В.),«Об основах организации местного самоуправления в Кемеровской области» (29.8.1997), «О социальной и экономической поддержке театрального искусства в Кузбассе» (15.10.1998; докладчик – председатель Кемеровского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, народная артистка Российской Федерации Л. Н. Цуканова).

«Об итогах участия общественных организаций и конференции «Проблемы и перспективы развития общественных организаций»» (1.7.1999; докладчик – первый секретарь Кемеровского областного комитета Союза молодежи Кузбасса И. Н. Рондик),«О взаимодействии органов государственной власти и общественных объединений в Кемеровской области» (15.3.2001; докладчик – начальник Управления общественных связей Администрации Кемеровской области Сницкая С. В.) и ряд других важных решений.

28 – 29 ноября 1996 года город Кемерово посетил бывший секретарь Совета Безопасности Российской Федерации генерал–лейтенант Александр Иванович Лебедь (1950–2002). Он принял участие в заседании Общественной палаты Кемеровской области.

 

Задача Общественной палаты особенно сильно проявилась в период долгой и основательной работы над проектом Устава Кемеровской области – своеобразной конституцией Кузбасса. Вокруг областного Устава развернулось ожесточенное противостояние исполнительной законодательной властей Кузбасса. В этих непростых условиях Устав Кемеровской области грозил превратиться в политический манифест одной из властей, а не стать инструментом управления регионом. Противоборствующие стороны непримиримо настаивали на исключающих друг друга позициях проекта Устава.

Общественная палата Кемеровской области на своих заседаниях не только обеспечила глубокую общественную экспертизу проекта Устава Кемеровской области, но и развернула широкую дискуссию о нем в средствах массовой информации. В обсуждение ключевого документа региона были привлечены широкие массы кузбассовцев, побудивших Законодательное Собрание Кемеровской области считаться с мнением избирателей.

9 апреля 1997 года Устав Кемеровской области был принят внеочередной сессией Законодательного Собрания Кемеровской области II созыва и вступил в силу. В его окончательную редакцию были внесены дополнения и доработки, рекомендованные Общественной палатой Кемеровской области.

На первом этапе деятельности Общественной палаты Кемеровской области были приняты основные нормативные документы, регулировавшие взаимодействие с ней структур власти. Выполнялись условия соглашения. Общественной палате предоставлялись для предварительного анализа проекты почти всех основных нормативных документов, способных вызвать широкий резонанс в Кузбассе. В ходе общественной экспертизы законопроектов особенно ярко проявилось главное достоинство Общественной палаты Кемеровской области – умение действовать с центристских позиций в интересах большинства кузбассовцев.

Второй этап – январь 2000 года – декабрь 2005 года.

В эти годы начали заметно укрепляться государственная бюрократизация и заметный отход от публичного диалога между властью и обществом. Начало четче ощущаться двойное отношение Администрации Кемеровской области к деятельности Общественной палаты Кемеровской области.

С одной стороны, в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации декларировалась линия государства на содействие к становлению гражданского общества и ее независимых институтов. С другой стороны, принимались федеральные законы, ограничивающие свободу демократического выбора и политической конкуренции. В этот период резко сузилась публичная политика, ужесточился государственный контроль за некоммерческими организациями, выросло давление на гражданское общество. Правящая бюрократия в Кузбассе не скрывала своего пренебрежения к общественному контролю, НКО, свободной прессе, честным выборам и политической конкуренции.

Независимая Общественная палата Кемеровской области со временем вызывала все большее неприятие у Администрации Кемеровской области. Предложения Общественной палаты о взаимодействии с Администрацией Кемеровской области нередко оставались невостребованными и безответными.

15 марта 2001 года был принят новый Устав общественной организации «Ассоциация общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области».

11 мая 2001 года «Ассоциация общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области» прошла перерегистрацию в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.

28 мая 2004 года председатель Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области» Владимир Александрович Лебедев (р. 1946) выступил с Обращением к главе Администрации Президента Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву (р. 1965).

В нем Владимир Александрович впервые предложил следующую инициативу: «Возможно, надо подумать о создании Общественной палаты при Президенте Российской Федерации как органе, консолидирующем деятельность независимых общественных палат в России.

Как известно, Общественная палата при Президенте действовала в 1994–1997 годах. Сопредседателем ее являлся тогда Собчак Анатолий Александрович. Необходимо отметить позитивную роль и значение этого института, в том числе для деятельности региональных общественных палат, координации и обобщения опыта их работы. В частности, Совет Общественной палаты при Президенте РФ 05 октября 1994 года заслушал информацию сопредседателя Общественной палаты Калининградской области и принял решение об обобщении их опыта».

(Общественная палата Кемеровской области: Десятилетний опыт формирования гражданского общества. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – С. 133).

Забегая вперед, отмечу: инициатива сопредседателя Общественной палаты Кемеровской области В. А. Лебедева была реализована через год. 1 июля 2005 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина была образована Общественная палата Российской Федерации в ранге– государственного консультативно–совещательного органа.

12 ноября 2004 года в Кемерово было торжественно отмечено 10–летие Общественной палаты Кемеровской области. По случаю славного юбилея были получены десятки телеграмм от самых разных известных людей России. Свои поздравления Общественной палате Кемеровской области направили: Министр по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу, и председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Элла Александровна Памфилова (р.1953),

Поздравления Общественной палате Кемеровской области направили также заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Георгий Валентинович Боос (р. 1946) и Владимир Вольфович Жириновский (р. 1946), Первый заместитель Председателя Президиума ЦК КПРФ Иван Иванович Мельников (р. 1950), председатель Российской демократической партии «Яблоко» Григорий Алексеевич Явлинский (р. 1952), председатель Комитета по труду и социальным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Константинович Исаев (р. 1964), старший вице–президент Торгово–промышленной палаты Российской Федерации Борис Николаевич Пастухов (1933–2021),

Поздравления с 10-летием Общественной палаты Кемеровской области направили также:сопредседатель партии «Союз правых сил», полномочный представитель по работе с органами власти и общественными организациями Леонид Яковлевич Гозман (р. 1950), губернатор Новосибирской области Виктор Александрович Толоконский (р. 1953), глава Администрации Томской области Виктор Мельхиорович Кресс (р. 1948), губернатор Красноярского края Александр Геннадьевич Хлопонин (р. 1965), главный федеральный инспектор по Кемеровской области Валерий Николаевич Казаков (р. 1952), Глава города Таштагола Владимир Николаевич Макута (р. 1961), первый секретарь Кемеровского областного комитета Союза молодежи Кузбасса Ирина Николаевна Рондик (р. 1957) и многие другие деятели.

К 2006 году Общественная палата Кемеровской области объединяла около 50 общественных и 20 некоммерческих объединений. Ее членами могли быть региональные общественные объединения – юридические лица.

Третий этап – декабрь 2005 года – декабрь 2016 года.

Общественная палата Кемеровской области была выбита из нормальной деятельности и была вынуждена защищать свое право на дальнейшее существование.

В начале 2006 года началась беспрецедентная атака со стороны Администрации Кемеровской области на независимую Общественную палату Кемеровской области с целью ее разрушения, смены статуса и превращения в карманный орган власти.

Развернулась непримиримая борьба Администрации Кемеровской области с Общественной палатой Кемеровской области, во время которой были использованы самые грязные средства. В частности, было инициировано обращение в федеральные органы власти общественников, приближенных к Администрации Кемеровской области, с попыткой дискредитации Общественной палаты Кемеровской области. В подконтрольных СМИ развернулась клеветническая кампания против независимого института кузбасской демократии. По указки Администрации области Управление Министерства Юстиции РФ по Кемеровской области, Прокуратура и ГУВД Кемеровской области, Инспекция по федеральным налогам и сборам по городу Кемерово вдруг внезапно и одновременно решили провести внеплановые проверки Общественной палаты Кемеровской области.

Совет Общественной палаты Кемеровской области расценил действия губернатора и его подчиненных как злоупотребление властью и незаконное вмешательство должностных лиц в деятельность общественной организации.

В этой явно не равной борьбе выиграла Общественная палата Кемеровской области. Она выиграла все судебных иски: с Управлением Министерства юстиции РФ по Кемеровской области, ИФНС по городу Кемерово и ГУВД Кемеровской области.

В итоге, ей удалось отстоять свое право на существование, законность сохранения своего наименования и другие принципиальные положения.

В результате информационной травли лидеров Общественной палаты, незаконного грубого вмешательства Администрации Кемеровской области в ее работу, деятельность Общественной палаты Кемеровской области в течение 2006 года и в первой половины 2007 была фактически приостановлена. Благодаря выигранным судам, помощи общественности Кузбасса, независимых средств массовой информации, депутатов Государственной Думы, федеральных органов власти, Прокуратуры Российской Федерации деятельность Общественной палаты Кемеровской области была восстановлена.

К середине 2007 года Общественная палата Кемеровской области приобрела уникальный десятилетний опыт конструктивной работы по защиты прав на существование и деятельность. Приоритетными направлениями Общественной палаты стали работа с обществом, работа с населением и федеральными структурами власти.

27 декабря 2016 года «Ассоциация общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области», приняло решение о прекращении своей деятельности, чтобы не создавать в Кузбассе два дублирующих друг друга общественных органа. Но ее богатый, во многом уникальный опыт, одобренный Администрацией Президенты Российской Федерации, вполне может быть использован современными,действующими Общественными палатами и общественными объединениями как Кузбасса, так и страны.

 

На снимке: Председатель Общественной палаты Кемеровской области Владимир Лебедев

 

Кирилл Лобанов, участник Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны комсомола»

Октябрь 2021 года.