Войти

Войти

Что убивает самую большую рыбу в мире?

Более 80 процентов международной торговли осуществляется морскими путями. Многое из того, что люди используют и потребляют каждый день, либо перевозилось, либо будет перевозиться на огромных судах, бороздящих мировой океан.

Курсы, которые берут эти контейнеровозы, – это фиксированные судоходные маршруты, известные как морские магистрали, которые мало чем отличаются от автомагистралей на суше. Эти магистрали, по которым суда путешествуют туда и обратно, соединяют отдаленные порты, часто на противоположных сторонах огромных океанов.

Морские магистрали также могут пересекать маршруты передвижения и миграции морских животных. Гигантские киты и акулы, питающиеся планктоном, особенно уязвимы, они часто травмируются и попадают под удары винтов или вовсе умирают от столкновения с крупными судами, поскольку они проводят длительные периоды вблизи поверхности.

Новое исследование показало, что такая угроза является самой распространенной смертью для самой большой рыбы в мировом океане – китовой акулы. Недооцененная проблема наносит огромный урон экосистемам и биоразнообразию морских обитателей.

Китовые акулы могут достигать длины до 20 метров. Несмотря на их устрашающий внешний вид китовая акула в отличие от большинства других акул питается преимущественно одним планктоном, отцеживая корм из воды с помощью особого цедильного аппарата, образованного жаберными дугами (подобный способ питания существует только у двух других акул — гигантской и большеротой). Эта рыба бо́льшую часть времени держится близ поверхности воды. Плавает она очень медленно, обычно не быстрее 5 км/ч, и не представляет никакой опасности для человека. Китовая акула зачастую абсолютно не реагирует на ныряльщиков, которые могут дотрагиваться до её тела и даже кататься на её спине. Численность этих удивительных гигантов сократилась более чем на 50 процентов за последние 75 лет. В 2016 году они были добавлены в список исчезающих видов акул.

В отличие от большинства других видов акул, которые плавают по открытому океану, преднамеренные или случайные уловы промышленными рыболовными судами не считаются основной причиной сокращения китовых акул. Это связано с тем, что основные промыслы китовых акул были запрещены, и этот вид был защищен международными торговыми запретами с 2003 года. Однако несколько факторов указывают на то, что судоходство является ведущей и главное скрытой причиной смерти этих рыб.

Китовые акулы проводят много времени, плавая чуть ниже поверхности океана, часто питаясь микроскопическими животными, называемыми зоопланктоном. Если судно сталкивается с китовой акулой, у акулы, вероятно, мало шансов выжить. Часто нет никаких следов этих событий, потому что, если происходит смертельное столкновение, тело рыбы погружается на дно океана, это связано с тем, что когда-то китовые акулы произошли от более мелких донных акул и сохранили свою отрицательную плавучесть. Этот момент затрудняет обнаружение и запись столкновений. До сих пор единственными доступными доказательствами были скудные свидетельства очевидцев, новостные репортажи о встрече с акулами, получившими травмы от столкновений с более мелкими судами.

Раскрыть скрытую гибель китовых акул собралась международная команда из более чем 60 ученых из 18 стран. Благодаря спутнику Global Shark Movement Project, который отслеживал почти 350 китовых акул, оснащая их электронными метками, отображалось их положение во всех основных океанах в беспрецедентных деталях. Это выявило наиболее плотно занятые регионы, которые часто находились в прибрежных районах, где, как известно, собирается этот вид.

Сравнив передвижения китовых акул с обязательной системой слежения за судами, которая изначально была разработана для предотвращения столкновения судов друг с другом. Это помогло ученым отслеживать глобальные флоты грузовых, танкерных, пассажирских и рыболовецких судов – типы больших судов (тяжелее 300 тонн), способных покалечить или убить китовую акулу.

Было обнаружено, что ошеломляющие 92 процента горизонтального пространства, занимаемого китовыми акулами, и почти 50 процентов их глубинных слоев перекрываются деятельностью этих флотов. Затем специалисты разработали современные модели для определения риска столкновений в этих перекрывающихся областях и обнаружили, что Мексиканский залив, Персидский залив и Красное море представляют самый высокий риск для китовых акул.

Эти регионы являются самыми оживленными портами в мире, и по-видимому, являются одними из самых опасных мест для обитания китовых акул. В этих зонах повышенного риска китовые акулы регулярно пересекали пути судов и проходили рядом с судами, которые двигались примерно в 10 раз быстрее, чем акулы. Это дает акулам очень мало времени, чтобы отреагировать на приближающийся корабль, что может привести к смертельному исходу.

Тревожно, но оказалось, что 24 процента меток перестали передавать данные на оживленных морских путях, скорее всего из-за того, что китовые акулы были убиты и опустились на дно океана. Существенная угроза китовым акулам, обнаруженная в этом исследовании, убедительно доказывает необходимость срочных мер защиты. В настоящее время не существует международных правил по защите китовых акул от столкновений с судами. В свете нового исследования этот вид сталкивается с неопределенным будущим, если в ближайшее время не будут приняты меры.

Источник: foxtime.ru